Не прошел мимо нас конкурс, посвященный гендерному равенству. Активно приняли ребята участие в четырех предложенных номинациях: сочинение- подготовила Чалая Надя- учитель-консультант Варнакова С.Н.
Равные среди равных
С древних
времён человечеством формировались чёткие представления о предназначении мужчин
и женщин и разделении труда между ними. За каждым полом была закреплена своя
роль. Тысячелетиями женщины жили в обществе, в котором господствовали мужчины,
полагая, что такое существование предопределено свыше и не может меняться. 20
век кардинально изменил представление о предназначении мужчины и женщины в
семье и обществе.
По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами
не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к
мужчинам. Что это значит? Думаю, что уже с первых дней жизни ребёнка родители,
социальное окружение начинают закладывать и обучать малыша гендерной роли в
соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием
определённых стереотипов. Девочкам предназначалось заботиться о ближних и
понимать окружающих. В них хотели видеть мягкость, нежность, покорность,
терпимость (вспомним «Пансионы благородных девиц»). В мальчиках культивировали
решительность, смелость, борьбу, жёсткость. Мальчиков готовили к концентрации
всего в руках мужчины: глава семьи,
принятие решений, подчинение всех женщин, детей – мужу, отцу, деду. Именно в
силу сложившихся социально-исторических традиций у нас в Украине преобладает
«восточный» вариант отношения к женщине. Почему возникло такое неравенство? Я вижу эту проблему, прежде
всего, в «двойной» занятости женщин (семья – работа).
Женщина
вынуждена заниматься и детьми, и мужем, и домом. А на последнем месте у неё
оказывается работа. Неравенство в формуле «семья – работа» ставит её на более
низкую ступень социального положения. Не хочу приводить банальные примеры
обязанностей жены и матери : мытье посуды, стирка, уборка квартиры, от которых
большинство мужчин стараются «уйти» (хорошо, если спокойно, без раздражения).
Но мы часто забываем, что помимо формулы «семья – работа» (которую может и
должен решать и мужчина в равной степени), женщина выполняет и функцию
продолжения рода человеческого – детородную, которую ни один мужчина не в
состоянии осуществить в силу своих физиологических особенностей. Поэтому,
наверное, и появилась тенденция присутствия мужа при рождении ребёнка.
Современные
исследования семьи, роли мужчины и женщины в ней, показали, что многие женщины
могут обеспечивать семью, они мужественны и решительны, им нравится
конкурентная борьба. И есть мужчины по своей природе мягкие, бесконфликтные, с
высокоразвитым отцовским чувством. Они получают удовлетворение от воспитания
детей и выполнения домашних обязанностей. Я знаю достаточно таких примеров, и
меня не удивляет ситуация, когда в отпуске по уходу за ребёнком находится папа,
а мама получает образование, успешно работает, продвигается по карьерной
лестнице.
Существует
ли дискриминация по половому признаку при устройстве на работу в нашем
обществе?
Откроем
один из веб-сайтов по трудоустройству. Большинство объявлений предъявляют
примерно такие требования к кандидатам на вакантные должности: мужчина, возраст
30-45 лет, образование – высшее, опыт работы и т. д. На мой взгляд, в таких
объявлениях чётко проявляются признаки дискриминации по отношению к
женщине. Почему так происходит? Прежде
всего потому, что существует гендерный стереотип, связанный с общественным
отношением к женщине – её неспособность принимать участие в государственных
делах. Подтверждение тому – незначительное количество женщин, занимающих
управленческие и руководящие посты,
государственные должности.
По своей
природе и социально-бытовому положению женщине более понятны и близки проблемы,
связанные с детьми, стариками. Цены на товары первой необходимости, квартплата,
жилищные вопросы... Разве это может волновать основную массу мужчин? Бытовые
вопросы их раздражают, мешают решать более глобальные, на их взгляд, проблемы.
И как часто мы видим, что мужчины витают где-то в руководяще-политических
высотах не только на работе, но и дома, в семье! Именно поэтому женщины должны
занимать достойное место в рядах мужчин-руководителей, политических и
общественных деятелей.
Женщины
составляют огромную часть человечества на земле. И мне сегодня хотелось бы
вспомнить о женщинах, прославившихся на весь мир, посмевших переступить черту
социальных стереотипов. Они не знали значения современного термина «гендер», но
они стали вровень с мужчинами во всех сферах жизни, они доказали, что они
равные с ними.
Равные среди равных… Прославленные женщины мира…
1512 год…
Анастасия Лисовская – Роксолана Хюррем… Девочка 12-14 лет, проданная на
невольничьем рынке в Стамбуле, рабыня, подаренная в гарем султана Сулеймана,
вошла в исламский мир не рабыней, а свободной женщиной. Роксолана выучила пять
языков, историю, культуру и религию Турции, усвоила искусство пения,
хореографию, этикет. Представ перед Сулейманом, она не только покорила его, но
и возвеличилась, стала вровень с султаном. Вопреки мусульманским обычаям,
стереотипу восточной женщины, она вела общественную и даже своего рода
политическую деятельность. По её приказам были перестроены порты Стамбула,
основан торговый клан придворных купцов, открыта столовая для бедных, школа для
молодёжи, дом для детей с умственными отклонениями и многое другое. Это было
необычным для женщин исламского мира. Она достойна памяти и почитания.
Императрица
Елизавета Петровна, идейный соратник В. И. Ленина и общественный деятель Надежда
Константиновна Крупская, партийный работник высших эшелонов власти Екатерина
Фурцева...
А разве не
вызывает восхищение единственная в мире женщина-тореадор Лидия Артамонт,
украинская поэтесса Лина Костенко, чемпионка мира по художественной гимнастике,
гордость Украины, Ирина Дерюгина?! Эти имена прославленных женщин мира можно
продолжать и продолжать.
Гендер –
социально-психологический пол человека, который формируется обществом,
воспитанием, образованием, культурой. Каждый из нас вправе свободно развиваться
как личность, отходя от стереотипов общественного сознания.
Долгое
время я тоже осознавала свою роль в обществе по предписанному стереотипу. Но
потом я поняла, что мне хочется проявить себя в довольно-таки мужском виде
спорта – конном. Два года я занимаюсь любимым делом: ухаживаю за лошадьми,
учусь с ними обращаться, ездить верхом. Теперь я уже знаю, что такое ногавки,
корда, арабеска… Я привыкла к этому «отвратительному» запаху, в котором
различаю запахи сена, запаренного овса и запах своей любимой лошади. Это моё
увлечение, мой мир, а может быть… и будущая работа.
Гендерное
неравенство в современном мире постепенно осознаётся обществом. Многие развитые
государства стали уравнивать права мужчин и женщин, установили запрет
дискриминации по половому признаку.
Женщины и мужчины имеют
одинаковые условия для реализации своих прав, возможностей. Принцип гендерного
равенства закреплён в Конституции Украины (ст. 3, 21, 23, 24) во всех сферах
жизни.
Знакомясь
с сайтом научно-исследовательской лаборатории школы имени В. И. Десяткова г. Белая, я начала понимать простую истину:
- гендерное развитие личности должно начинаться с первых лет
жизни ребёнка;
- на начальной ступени гендерного образования у мальчиков и
девочек должно сформироваться понятие «Красота: мужественность и
женственность»;
- нам всем надо научиться реально овладеть мужской и женской
ролью.
Мужественность
и милосердие известной всему миру женщины Матери Терезы остались навсегда в
памяти людей. Она жила по своим Заповедям и оставила нам этот бесценный кладезь
мудрости, «мужественности и женственности»:
- Жизнь – это шанс. Воспользуйся им.
- Жизнь – это мечта. Осуществляй её.
- Жизнь – это вызов. Прими его.
- Жизнь – это красота. Любуйся ней.
- Жизнь – это обязанность. Исполни его.
- Жизнь – это игра. Стань игроком.
- Жизнь – это ценность. Цени ее.
- Жизнь – это сокровище. Береги его.
- Жизнь – это любовь. Наслаждайся ней.
- Жизнь – это тайна. Познай её.
- Жизнь – это юдоль бед. Преодолей всё.
- Жизнь – это песня. Допой её до конца.
- Жизнь – это борьба. Начни её.
- Жизнь – это бездна неизведанного. Не бойся вступить в неё.
- Жизнь – это удача. Ищи этот миг.
- Жизнь такая замечательная – не потеряй её. Это твоя жизнь.
Храни ее.
Это моя жизнь. Это мой выбор. И в этой
жизни все равны.
буклет- подготовила Потапченко Оксана- учитель-консультант Воронцова-Деркач Ю.Н.
![](/buklet1.png)
![](/buklet2.png)
|